Печатные издания
Упоминание крокета в литературе.
Коллекция цитат.
Бекетова, М.А. Александр Блок и его мать : Очерк / М.А. Бекетова.- 1925.- Мемуары
Детское письмо Блока.
"Милый мой дидя, я очень тебя люблю! Мне тутъ очень нрaвятся собaки они постоянно ходятъ в сaдъ потому что тaмъ привязaли другую собaку которую зовут Церберъ. Однa собaкa мне здесь особенно нрaвится ее зовут Бaрбосъ. Я бы очень хотелъ уехaть в Шaхмaтово. Здесь есть очень хорошие цветы. Я нaучился игрaть въ крокетъ. Это мне очень нрaвится. Мне здесь очень нрaвится целую тебя. Твой Сaшурa".
Белый, А. На рубеже двух столетий : Очерк / А. Белый .- 1930 .- Мемуары
На все он имел свой метод: метод насыпания сахара, метод наливания чаю, метод держания крокетного молотка, очинки карандаша, заваривания борной кислоты, запоминания, стирания пыли и т. д.
Не забуду обучения отцом крокетной игре старенького, робеющего учителя математики, Дроздова, имевшего несчастие стать его партнером и исполненного уважения к "профессору", переживавшему свирепый азарт "разбойника" и угонявшему шары к черту на кулички: совсем Атилла! В таком азарте он и напал на дрожащего от страха старичка:
- Не так-с! Опять не попали в шар... Эхма! - с презрительным отчаянием он замахивался на Дроздова.
- Как вы держите молоток? Кто так держит молоток? Вот как держат молоток. - И он уже выламывал руки и ноги Дроздова; и угрожал поднятым молотком:
- Прицеливайтесь!.. Топырьте ноги!.. Не так, топырьте же, я вам говорю!
И тут он был пойман с поличным проходящей матерью; Дроздов вылетел, как дрозд, из рук Атиллы, а Атилла, надвинув на лоб котелок, покорно вернулся к своему шару и уже Дроздову не угрожал ничем.
Демьяново славилось (до библиотеки и культуры лесных посевов) розами, оранжереями и монументальной крокетной аллеей, шире которой не видывал я; отсюда раздавалось щелканье крокетных молотков и спор тогдашних крокетистов: отца и семейства Феоктистовых; аллеи пересекал Танеев в своего рода "танеевке" (род рубахи, "толстовки" - решительно он встречался кое в чем с Львом Толстым), с ножницами и корзиной; он сам срезал розы и потом заносилтой или иной дачнице, производя переполохи и быстрым оком ревизуя быт дачи.
Переменилися обитатели: нет Феоктистовых, Трувелеров, Перфильевых; Веры Владыкиной нет; нет и Бутлер; исчез образ Джаншиева; и Сергей Иванович, композитор, уже не мелькает в аллеях; живут Сыроечковские, семейство инспектора четвертой гимназии; с Борей, Володей и Женей Сыроечковскими я играю в индейцы; живут Аппельроты, - два брата: Владимир Германович, веселый, рыжебородый филолог, которого любят за лихость, за декламацию и каламбуры. В. Брюсов сердечно его поминает в своих "Дневниках", как прекрасного преподавателя латыни (в гимназии Поливанова); он - скоро умер; а брат его, Герман Германович, математик, ученик отца, будущий профессор, претихий, предобрый, в очках, совсем лысенький, - партнер отца по крокету (против Сыроечковского и Владимира Германовича); эта четверка все лето сражалась в крокет: математики против филологов.
Его безвредный крик на Дроздова из-за крокета с "топырьте ноги" - стоял неумолчно; не стесняя свободы ..., в мелочах "несносно мешал"; и хотел "протопырить" в математический регион, я же улепетнул в естествознание; он за мною туда: со Спенсером в руках; я присел за искусство; он - топырил; я - отступал; он добивался рельефа; рельеф получался вогнутый: не позитив - негатив.
Бердников, Г.П. Чехов : Роман / Г.П. Бердников .- 1978 .- Биографическая проза
Несмотря на наружную сдержанность, в характере Чехова, -- рассказывает Лазарев, -- было много азарта, страсти, увлечения тем делом, за которое он брался. С увлечением он ухаживал за своими цветами в Мелихове, с увлечением играл в крокет в Бабкине -- помню, иногда партия затягивалась, на землю опускались густые сумерки, но Чехов не хотел бросать игры, и мы с Киселевым кончали партию, подставляя зажженные спички к невидимым шарам, -- с увлечением работал за письменным столом над рассказами...
Бирюков, П.И. Биография Л.Н.Толстого (том 3, 1-я часть) : Рассказ / П.И. Бирюков.- 1915.- Мемуары
Я сплю в его кабинете, встаю в 8 часов, пью кофе и завтракаю. Часов в 11 он приходит ко мне, сам убирает и подметает кабинет, умывается, и мы идем на крокет, т. е. под клены, возле крокета, где старшие члены обеих семей пьют утренний кофе.
Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева : Роман / И.А. Бунин.- 1933.- Проза
Она любила играть в крокет, щелкать что попало фотографическим аппаратом, ездить верхом, и незаметно я стал довольно частым гостем в этой усадьбе, вступил с Асей в какое-то подобие дружбы, в которой она и помыкала мной, как мальчишкой, и проявляла в то же время явное удовольствие от общества этого мальчишки. Она то и дело снимала меня, мы с ней по целым часам стучали крокетными молотками, при чем всегда выходило, что я будто бы что-то не так делаю, а она поминутно останавливалась и, необыкновенно мило не выговаривая буквы "л", кричала на меня в полном отчаянии: "Ах, какой гвупый, Боже, какой гвупый!"
Бунин, И.А. На даче : Рассказ / И.А. Бунин.- 1895.- Проза
Заспанный, свежий и здоровый, в сером шелковом картузе, в широком костюме из легкой материи, Гриша вышел в гостиную, перекинул через плечо мохнатое полотенце, захватив стоявший в углу крокетный молоток, и, пройдя переднюю, отворил дверь на улицу, на пыльную дорогу.
Каменский занимался столярной работой, и Гриша брал у него уроки. Ему давно хотелось узнать какое-нибудь ремесло и потому, что это полезно для здоровья, и потому, что когда-нибудь будет приятно показать, что вот он образованный человек, умеет работать и простую работу. По дороге он, между прочим, думал, что, выучившись, он сам сделает себе идеальные шары и молотки для крокета, да, пожалуй, и всю мебель для своей комнаты... простую, удобную и оригинальную.
VII
Вечером на поляне около сада Примо играли в крокет.
Солнце скрылось в густую чащу леса за поляной, и лес темнел на шафрановом фоне заката. Воздух был сухой и теплый, даже душный. Около играющих стояли знакомые и незнакомые барышни и студенты; потом они разбрелись, и зрителями остались маленькие гимназисты. Их очень занимал непрекращающийся спор между Гришей и Игнатием.
- А я тебе говорю, что ты ее убил! - азартно кричал Игнатий, стоя перед Гришей. - Я стоял вот здесь, - продолжал он, все более волнуясь, отбегая и стукая молотком по тому мосту, где стоял, - я стоял вот на этом самом месте и отлично видел, как шар Марьи Ивановны коснулся фока!
На толстого Игнатия в широком, мешковатом костюме из чесучи было смешно смотреть. Он неуклюже бегал среди дужек и поминутно снимал соломенную шляпу, обтирая платком круглую, коротко остриженную голову и красное лицо.
- Шнурки-то подбери, - презрительно говорил Гриша, указывая Игнатию на мотающиеся завязки его мягких скороходов.
- Игнатик! - пробовала вмешаться Наталья Борисовна, делам страдальческое лицо и смеясь внутренним смехом. - Keep your temper, Sir!
- Оставь, пожалуйста, мама! - огрызался Игнатий. - Это же глупо наконец! Я отлично видел, как шар коснулся фока.
Гриша смотрел на Марью Ивановну и думал, что она сегодня была бы очень хороша, если бы не надела этой красной шелковой кофты, широкие рукава которой она поминутно издергивала и взбивала на плечах.
- Ты слеп, мой милый! - лениво возражал он брату.
- Ты слеп!
- Все равно, я не уступлю.
- И я не уступлю!
- Ты молоток сломаешь.
- Ну и отлично!
- Ничего тут нет отличного.
- Я тебе уже давеча раз уступил, - опять стукая молотком н землю, кричал Игнатий, - ты еще давеча нарушил правила.
- Вечно с правилами!
- Конечно, с правилами! Раз ты их не исполняешь...
В это время к крокету подошел профессор Камарницкий с женой.
- Здрасьте, господа! - сказала Софья Марковна. - Продолжайте, продолжайте, пожалуйста.
Но Грише совестно было продолжать спор. Он отвернулся и сказал:
- Марья Ивановна! Вы должны решить.
Марья Ивановна положило ручку молотка за голову на плечи, взялась за нее руками и, качаясь на носках, ответила детским тоном:
- Я не знаю.
И не то улыбаясь, не то гримасничая, она рассеянно смотрела своими голубыми глазами в небо. Грише страстно захотелось подойти и поцеловать ее в губы. И он машинально ответил:
- В таком случае давай новую партию. Мы считаем себя побежденными.
- Павел! - сказала профессорша. - Будем играть?
Профессор покорно согласился. Все взяли молотки и собрались в одно место. Игнатий обтер лоб платком, бросил на землю шляпу и быстрыми ударами молотка согнал шары к фоку.
- Итак, господа, - крикнул он тоном герольда, - мы играем в следующем порядке: одну партию составляет Павел Антоныч, Софья Марковна и Гриша; вторую - я, мама и Марья Ивановна. Гриша, мы начинаем: согласен?
- Согласен, согласен.
Широко шагая, Игнатий торжественно подошел к фоку, отставил левую ногу.
- Господа, начинаю! - крикнул он и ударил в шар. Шар прошел дужку, стукнулся о проволоку второй и наискось проскочил третью.
- Вот это удар! - восторженно завопил Игнатий, любуясь, как шар волчком завертелся на одном месте.
А через минуту он уже снова раздраженно кричал на всю поляну:
- Если ты, мама, не умеешь играть - брось! Это глупо наконец! Не умеет даже крокировать!
- Да ведь нога же соскользнула!
И, улыбаясь, Наталья Борисовна снова приподняла край юбки, неумело поставила ботинку на шар, сильно размахнулась, но молоток боком стукнул ее по ноге и выскользнул из рук.
- Не могу сегодня... - выговорила она, трясясь от смеха, и отошла в сторону.
Зараженная этим смехом, Марья Ивановна принялась хохотать как помешанная.
- Сначала, сначала! - кричала она, бегая за шарами и раскидывая их в разные стороны.
Игнатий в отчаянии поднял плечи, покраснел и сделал ужасное лицо.
- Это черт знает что такое! - воскликнул он басом и, не выдержав, сам расхохотался.
Подъехал еще знакомый - адвокат Викентьев. У него всюду были знакомые, и в городе, с извозчичьей пролетки (пешего его трудно было себе представить) он широко и приветливо размахивал шляпой чуть не каждому встречному. Всюду он держал себя как дома, всюду напевал отрывки оперных арий с мягким удальством итальянского тенора и считал себя общим любимцем.
- Стой, стой! - закричал он извозчику, соскакивая с пролетки, и быстро, покачиваясь, пошел к крокету. Это был человек небольшого роста, кругленький, с маленькими ногами и руками. Называя себя "верным шестидесятником", он небрежно повязывал галстук, не стриг своих серых, мягких волос и часто закидывал их назад. Матовое его лицо было моложаво и неприятно.
- Наталья Борисовна! - крикнул он, махая на себя шляпой. - Благоверного вашего лицезрел!
- Где? - спросила Наталья Борисовна, идя к нему навстречу.
- В городе-с. - Викентьев быстро поцеловал у ней руку, оглянулся. - Да-с, на стогнах града... Оказывается, он вернулся еще вчера, "выпимши малость"... Здравствуйте, барышня!.. Мое почтение, Софья Марковна...
Он пожал всем руки и опять оглянулся:
- Коллеге почтение! Давно изволили пожаловать?
- Только сегодня, - сказала Наталья Борисовна. - Да вы откуда, Александр Иванович?
Викентьев махнул рукой и вздохнул.
- И в городе был и за городом был... у одного почтенного отца семейства... Ну что же? Я вам помешал? Примите меня в заморскую игру?.. Хотя по правде, я голоден, как сорок тысяч братьев Фридрихов...
Но играть было уже поздно. Сумрак мягко синел в парке, и над вершинами дубов показывались серебряные звезды... Хор молодых голосов запел где-то далеко протяжную малороссийскую песню, и Викентьев стал тихонько подтягивать:
Та иалетiли гуси з далекого краю...
Бунин, И.А. Темные аллеи : Сборник рассказов / И.А. Бунин.- 1949.- Проза
Двор дачи, похожий на усадьбу, был большой. Справа от въезда стояла пустая старая конюшня с сеновалом в надстройке, потом длинный флигель для прислуги, соединенный с кухней, из-за которой глядели березы и липы, слева, на твердой, бугристой земле, просторно росли старые сосны, на лужайках между ними поднима-лись гигантские шаги и качели, дальше, уже у стены леса, была ровная крокетная площадка.
...Теперь все гости, Валерия и сам Данилевский были под соснами возле леса, в их сквозной тени, -- Данилевский курил в кресле сигару, дети с писателем и женой профессора носились на гигантских шагах, а профессор, Титов, Валерия и Оса бегали, стучали молотками в крокетные шары, перекликались, спорили, ссорились. И Левицкий с хозяйкой слушали их.
... повелительный крик Титова на Валерию:
-- Нет, нет, сударыня, это не по правилам! Не умеете ножку на шар ставить, бьете по ней молотком -- ваша вина. А два раза крокировать не полагается...
... Все шло обычным летним порядком: встречи утром, купанье перед обедом и обед, потом отдых по своим комнатам, потом сад, -- они что-нибудь вышивали, сидя в березовой аллее и заставляя меня читать вслух Гончарова, или варили варенье на тенистой полянке под дубами, недалеко от дома, вправо от балкона; в пятом часу чай на другой тенистой поляне, влево, вечером прогулки или крокет на широком дворе перед домом.
Бухов, А.С. Жуки на булавках : Сборник рассказов / А.С. Бухов .- 1936 .- Проза
Англичанка что-то подумала, доверчиво черкнула в блокнот и спросила:
- А что он там будет делать?
- Как что? - удивился переводчик, но поймал себя на улыбке и объяснил: - Он будет жить, купаться, читать газеты, книги, отдыхать... Оказывается, что он любитель крокета - ваша английская игра.
Белокурая англичанка сердито захлопнула блокнот, встала со скамейки.
- Пойдемте, - сказала она и обиженно посмотрела на переводчика. - Служащий банка! Я знаю этих служащих банка, которые ездят на курорт, купаются в море и играют в крокет!
- Уверяю вас, мисс...
- Бросьте! Я вас просила познакомить меня с простым обывателем, а вы мне подсовываете какого-то туза! У нас есть тоже финансовые тузы... Пойдемте!
Вересаев, В.В. Воспоминания. 1. В юные годы : Очерк / В.В. Вересаев.- 1926.- Мемуары
Летом мы жили у них в Зыбине, зимою постоянно видались в Туле. Основная наша компания была: Оля и Инна, мои родные сестры - Юля, Маня, Лиза и Витя-Малый. В этой, преимущественно девичьей, компании я был самым старшим, самым развитым и властвовал над нею безраздельно. Был организатором игр, прогулок, состязаний, - как старший, везде, конечно, первенствовал, и во всех играх все рвались быть в моей партии, - в городках, в крокете, в лапте. Я очень любил рассказывать, а они слушать меня.
Верн Ж. Зеленый луч. Собрание сочинений в пятидесяти томах.- М.: ММП «Дайджест». 1992
Глава десятая - ПАРТИЯ В КРОКЕТ
...Но вот наконец братьям Мельвиль пришла в голову новая мысль, и как-то днем они решились предложить мисс Кампбель сыграть партию в крокет, в надежде, что это развлечет ее хоть сколько-нибудь.
Несмотря на то, что в партии должен был участвовать и Аристобюлюс Урсиклос, Елена ответила согласием на предложение. Надо сказать при этом, что братья Мельвиль считали себя первыми игроками в крокет во всей Великобритании. Игра эта, как известно, очень любима дамами, а потому в Обане было несколько площадок, устроенных для крокета; они были густо усыпаны песком, но выложены дерном, который каждый вечер поливали, а каждое утро утрамбовывали особого рода машиной - площадка делалась гладкой и мягкой, как бархат. Уже много раз братья Сэм и Сиб посматривали с завистью на молодых мужчин и дам, запятых игрой в крокет, а потому легко себе представить, как они были довольны, когда мисс Кампбель благосклонно изъявила согласие сыграть партию: они могли теперь с увлечением отдаться любимой игре, чтобы развлечь племянницу и показать при этом свое искусство перед зрителями, в которых, конечно, не будет недостатка, так же точно, как это всегда бывает в Эленбурге. О, тщеславие! Аристобюлюсу Урсиклосу было предложено сыграть партию в крокет, и он, согласившись взять на себя этот великий труд, в назначенное время явился на поле битвы. Он мнил о себе, что в этой игре одинаково силен как в теории, так и на практике, как это и подобает математику. Что касается до мисс Кампбель, то ей в игре предстояла одна неприятность: иметь партнером Аристобюлюса Урсиклоса. Но могло ли быть иначе? У кого хватило бы духу огорчить братьев Мельвиль, сделав их противниками, - их, которые душой и помыслами составляли как бы одно существо, их, которые всю жизнь играли в крокет так, что были один другому партнерами! Могла ли мисс Кампбель разлучить их? Нет. Она не хотела этого делать.
- Мисс Кампбель, - сказал Аристобюлюс Урсиклос перед началом игры, - я счастлив, что буду вашим партнером, и если вы позволите, я и объясню вам кое-что, что касается причины ударов...
- Мистер Урспклос, - перебила Елена, отводя его в сторону, - надо дать выиграть дядям!
- Выиграть?!..
- Да... Но это надо сделать незаметно для них.
- Но, мисс Кампбель...
- Они будут очень огорчены, если проиграют.
- По позвольте, - пробормотал Аристобюлюс Урсиклос, - я изучил игру в крокет геометрически и могу похвастаться этим! Я сделал вычисление длины линий, величины дуг и имею претензию...
- А я имею только одно желание - сделать удовольствие моим контрпартнерам. Впрочем, они играют превосходно, предупреждаю вас, и я сильно сомневаюсь, что ваше знание победит их ловкость.
- Посмотрим! - пробормотал ученый, решив в глубине души не сдаваться, даже несмотря на просьбу мисс Кампбель.
Между тем все принадлежности крокета - молоточки, колышки, дуги и номера - принесли на площадку.
- Вынимайте жребий, господа! - сказал Сэм, когда все номерки были уложены в шляпу.
Все вынули по номерку, и судьбе было угодно, чтобы Сэм получил молоток и шар синего цвета, Сиб - красного, Урсиклос - желтого, а Елена - зеленого цвета; зеленый цвет, как известно, служит хорошим предзнаменованием.
Начинать игру досталось брату Сэму. Понюхав табаку, он с очень серьезным видом приступил к игре. Достаточно было видеть, как он слегка согнул стан, наклонил голову в сторону, сдвинул ноги, согнув немного колени для лучшего равновесия, чтобы узнать в нем истинного любителя игры в крокет.
Описав молотком полукрут, Сэм ударил по шару, и шар прошел сразу двое ворот; затем, пройдя третьи ворота, остановился у четвертых; для начала это было великолепно, и в толпе, собравшейся посмотреть игру, раздались возгласы одобрения. Настала очередь Аристобюлюса Урсиклоса. Он оказался менее счастливым: из-за неловкости или неудачи три раза начинал, прежде чем шар его мог пройти первые ворота, но остановился у вторых.
- Должно быть, - заметил он мисс Кампбель, - центр тяжести этого шара не на месте; шар, вероятно, плохо сделан, а потому и катится неверно.
- Дядя Сиб, вам играть! - сказала мисс Кампбель, не слушая ученых объяснений своего партнера.
Сиб оказался достойным братом своего брата; его шар, пройдя двое ворот, остановился возле шара Аристобюлюса Урсиклоса. Сиб скрокировал его, провел свой шар в следующие ворота, снова скрокировал шар молодого ученого и сильным ударом выбил его с площадки. Аристобюлюс Урсиклос оставался все время невозмутим, и лицо его как бы говорило: "Что ж, и мы сделаем не хуже"; он преспокойно отправился за своим шаром. Мисс Кампбель взяла зеленый шар и ловко провела его через двое ворот.
Партия продолжалась, и перевес был все время на стороне братьев Мельвиль: они то и дело крокировали шары своих противников. Во время игры они делали друг другу различные знаки, с одного взгляда понимали друг друга и, по-видимому, должны были непременно выиграть партию, к большому удовольствию племянницы и неудовольствию господина Аристобюлюса Урсиклоса.
Когда мисс Кампбель убедилась, что партия будет проиграна, она стала играть серьезно и выказала при этом гораздо больше ловкости, чем ее партнер,который тем не менее не переставал давать ученые наставления.
- Угол отражения всегда равен углу падения, - говорил он ей, указывая при этом, какое направление шар должен был принять от удара. Надо пользоваться...
- Ну и пользуйтесь сами! - ответила мисс Кампбель. - Я опередила вас на трое ворот.
Аристобюлюс Урсиклос действительно остался позади всех. Молодой ученый раз десять пытался пройти через средние ворота - и все неудачно. По правде говоря, мисс Кампбель имела полное основание быть недовольной своим партнером: она играла хорошо, и дяди не переставали говорить ей комплименты по этому поводу.
Кроме того, она играла так грациозно, что каждый с удовольствием смотрел на нее, но Аристобюлюс Урсиклос не думал любоваться ею и сгорал от злости. Братья Мельвиль настолько опередили его, что было почти невозможно догнать их. А между тем окончательная победа в игре в крокет зависит иногда от простой случайности, и потому Аристобюлюс Урспклос не отчаивался. Партия продолжалась при тех же условиях, как вдруг случилось неожиданное обстоятельство: Урсиклосу удалось наконец скрокировать шар брата Сэма и он решил выгнать его с площадки как можно дальше. Поставив свой шар рядом с шаром брата Сэма, утоптал тщательно траву вокруг этих шаров, поставил левую ногу на свой шар и, размахнувшись изо всей силы, ударил молотком по шару. Вдруг страшный крик огласил площадку, то был крик жестокого страдания: молодой ученый неловко направил молоток и изо всех сил ударил самого себя по ноге. Бедняга начал стонать и жаловаться на свою судьбу, что было, конечно, очень естественно, но в то же время и очень смешно. Братья Мельвиль тотчас же подбежали к нему и стали участливо расспрашивать его, как он себя чувствует. К счастью, на ученом муже были сапоги из толстой кожи, что и смягчило силу удара. Но, к удивлению всех, Арпстобюлюс Урсиклос даже при этих грустных обстоятельствах нашел нужным дать научное объяснение постигшему его несчастью.
- Радиус, - начал он, морщась от боли, - которым бил мой молоток, описал круг концентрический с кругом, который должен быть касательным земле, так как я держал палку слишком коротко, и потому удар...
- Давайте кончим партию, мы все равно не выиграем ее, - предложила мисс Кампбель.
- Кончить партию! - воскликнул Аристобюлюс Урсиклос в негодовании. - Сдаться? Никогда! Взяв основанием форму вычислений, очень вероятно, что...
- Хорошо. Будем продолжать, - сказала мисс Кампбель.
Но все формулы и вычисления нисколько не помогли молодому ученому выиграть партию. Шар брата Сэма, пройдя все ворота, стал у колышка; с этой минуты Сэм должен был помогать своему партнеру. Еще несколько ударов - и братья Мельвпль выиграли партию, тогда как Аристобюлюс Урсиклос не прошел еще и передних ворот. Должно быть, чтобы доказать своим дядям, как ей неприятно проиграть, мисс Кампбель ударила своим молотком по шару, и он, быстро прокатившись через площадку, перепрыгнул через канавку, которой площадка была окопана. Попав на камень, шар подпрыгнул и вследствие инерции, как сказал бы Аристобюлюс Урсиклос, покатился с горки вниз, к берегу моря. Несчастная случайность! На берегу моря, как раз в том месте, сидел молодой художник перед мольбертом. Шар, прокатившись через палитру с красками, лежавшими на земле, и выпачкавшись, ударился в мольберт, опрокинув его. Художник спокойно обернулся.
- Обыкновенно предупреждают, прежде чем начать бомбардировку. Мы здесь не в безопасности, - сказал он.
Словно предчувствуя, что случится что-то недоброе, мисс Кампбель побежала вслед за шаром.
- Ах, сэр, - сказала она в смущении, обращаясь к художнику, - простите мою неловкость!
Методой человек встал и с улыбкой поклонился стоявшей перед ним сконфуженной хорошенькой девушке, видимо любуясь ее смущением; перед мисс Кампбель стоял тот самый незнакомец, который погибал в Корривреканском водовороте.
Глязер С. : Библиотека пионера «Знай и умей».- изд. «Детская литература», 1975 г.
Крокет
Площадка для игры в крокет должна быть обязательно ровная, земляная. Как расставить по площадке дужки-воротца, расстояние между ними, показано на рис.
Можно купить готовый крокет. Теперь промышленность выпускает готовые комплекты игры в крокет. Это восемь шаров, восемь деревянных молотков, десять стальных П-образных дужек, или, как их называют, ворот, два стартовых колышка, один с красной чертой, другой с черной, и маленький молоток-колотушка, которым забивают в землю воротца и стартовые колышки. Но интересно мастерить крокет самим. Если в распоряжении кружка «Умелые руки» имеется токарный станок по обработке дерева, смастерить весь инвентарь крокета не представит большой сложности.
Участники играют либо каждый за себя, либо делятся на две команды. В игре на равных правах могут принимать участие и взрослые и дети. Но если составляются команды, надо делиться так, чтобы силы были равными.
Задача играющего—ударами своего молотка, начав от стартового колышка своей команды, провести свой шар через все дужки-воротца, расставленные на площадке (путь прохождения дужек показан пунктиром).
Каждое удачное прохождение ворот дает право на следующий удар по шару. Если с одного удара пройдено двое ворот, играющий получает право на два удара.
После прохождения третьей дужки шар приобретает право на крокирование, то есть играющий получает право бить своим шаром любой из шаров, стоящих на площадке. Попадание в объявленный для крокирования шар дает право на два дополнительных удара. Если крокируется шар противника, его стараются отогнать с удобной позиции, если шар товарища по команде — помочь занять удобную позицию, чтобы он мог пройти очередные ворота.
Игра в крокет имеет много тонкостей, существует даже «крокетный кодекс», где оговорены все правила. Здесь из всех правил мы приведем только основные: удар молотком по шару нужно делать короткий, резкий, не возить молотком по земле; шар, выбитый при крокироваиии за линию площадки, возвращается на игровую площадку в том месте, где он пересек линию. После удачного крокирования играющий получает право, как вы уже знаете, на два хода. Он может свой шар приставить к шару соперника, который был крокирован, или напарника по команде и ударом молотка по своему шару направить шар так, чтобы он остановился на более выгодном для его команды месте. Если свой шар выгодно оставить на месте, его при ударе можно прижать к земле ногой.
Крокетные шары, пройдя все ворота и достигнув стартового колышка соперника, должны как бы зафиксировать свой визит сопернику, то есть стукнуться шаром о его стартовый столбик. После этого играющий получает право начать второй тур игры — возвращаться назад. Шар, который прошел все ворота обратного пути и не коснулся своего столбика, становится «разбойником». Он получает право на непрерывное крокирование, но, конечно, тогда, когда наступает его очередной ход и крокирование было удачным. Крокируя свои и чужие шары, его задача — помогать своим и разрушать планы соперников.
Побеждает в крокете команда, игроки которой успели первыми провести свои шары через все ворота вперед, к колышку противника, и назад, к своему стартовому.
Для того чтобы закончить игру, нужно суметь, пройдя последние ворота, стукнуть шаром о свой стартовый колышек и этим закончить игру. Если на площадке у противника еще несколько шаров, не закончивших игру, и в своей команде еще остались игроки, шар может остаться «разбойником». «Разбойник» остается на площадке только до того момента, пока его помощь нужна команде, пока он должен помогать своим и мешать противникам. Но как только игроки его команды приближаются к финалу, «разбойник» тоже спешит «заколоться» (ударить шар о свой стартовый колышек) и закончить игру, чтобы не оказаться в игре дольше кого-либо из соперников. Еще одно предупреждение «разбойнику»: если его шар. во время крокирования стукнется о колышек соперника, он перестает быть «разбойником». Может выйти из игры или начать игру со второго тура. Если он стукнется о свой стартовый колышек, он выходит из игры или должен начинать ее сначала, с первого тура.
Игра в крокет долго считалась забытой. Возродилась она в 1970 году, когда праздновалось столетие со дня рождения В. И. Ленина. Люди узнали о том, что крокет был одной из любимых игр Ильича.
Младший брат Ленина, Дмитрий Ильич Ульянов, вспоминая о юности в Симбирске, рассказывает:
«...На дворе, между каретным сараем и погребом, были устроены «гигантские шаги», на которых мы иногда катались. Чтобы Володя увлекался ими, не помню. Скорее, это можно было сказать по отношению к крокету, в который Володя с Олей научились играть лучше других. Когда отец купил крокет, помню, как мы под руководством Володи научились правильно устанавливать его. Между красным и черным колышками Володя туго натянул бечевку и потом, вымеривая точно расстояние молотком, намечал места для установки дужек и как особенно тщательно он устанавливал потом «мышеловку».
Игрой в крокет одно время увлекались мы все — играли и Аня, и ее подруга, молодая учительница, и даже папа... Играли, строго придерживаясь установленных правил, из-за толкования которых иногда возникали горячие споры (как вообще часто случается в этой игре). Помню, что Володя играл лучше других и был непреклонен к нарушителям правил и в то же время беспристрастным судьей в спорах».
В числе любителей игры в крокет был и конструктор первых космических кораблей С. П. Королев. Сохранилась фотография, где изображен Ю. Л. Гагарин, играющий в крокет.
Так что, ребята, стоит и вам вспомнить об этой игре.
Гумилев Н.С. Медиумические явления.- 1911.
Медиумические явления
Приехал Коля. Тотчас слухи, Во всех вселившие испуг: По дому ночью ходят духи И слышен непонятный стук. Лишь днем не чувствуешь их дури; Когда ж погаснет в окнах свет, Они лежат на лиги-куре Или сражаются в крокет. Испуг ползет, глаза туманя; Мы все за чаем — что за вид! Молчит и вздрагивает Аня, Сергей взволнован и сердит. Но всех милей, всех грациозней Всё ж Оля в робости своей, Встречая дьявольские козни Улыбкой, утра розовей.
1911 год
Ильф, И. Фельетоны : Статья / Е. Петров, И. Ильф- 1937- Публицистика
Честное сердце болельщика
И где-то за дачными заборами, положив портфели на зеленые скамейки, люди с серьезными бородками стучат крокетными молотками, выходят в "разбойники" и хватаются за сердце, когда полированный шар застревает в "масле". Эта игра умирает, но есть еще у нее свои почитатели, последние и беззаветные поборники крокетной мысли. Итак, каждый хвалит тот вид спорта, которым он увлечен...
Забыв английские услады крокета, возбужденно подскакивают на своей трибуне люди с серьезными бородками. Они плохо разбираются в футболе (не тот возраст, да и молодость прошла за преферансом по четверть копейки), но, оказывается, они тоже не чужды веяниям эпохи, они тоже волнуются и кричат противными городскими голосами: "Корнер! Корнер!", в то время как корнера в помине нет, а судья назначает штрафной одиннадцатиметровый удар. Минута - страшная для просвещенного болельщика.
Честное сердце болельщика. -- Впервые опубликован в журнале "Крокодил", 1933, No 14. Под названием "Милые люди" напечатан в журнале "Крокодил", 1935, No 13-14.
Печатается по тексту Собрания сочинений в четырех томах, т. III, "Советский писатель", М. 1939.
Короленко, В.Г. Смиренные : Рассказ / В.Г. Короленко.- 1899.- Проза
Пока дачники и дачницы гуляли, купались и играли в крокет, коренное Раскатово, казалось, превратилось в одну огромную счетную машину, тупо, с скрипом и со всякими задержками подвигавшую к концу процесс "расчета.
Краснов, П.Н. Понять — простить : Роман / П.Н. Краснов.- 1923.- Проза
Круглолицый опять так же легонько ударил, таким ударом, как бьют в крокет молотком по шару. И звук вышел похожим на удар по деревянному шару.
Кузмин, М.А. Дневник 1934 года : Дневник / М.А. Кузмин.- 1934.- Мемуары
Но все как-то бестолково. Беглость, гонимая ветром, и полная распущенность. Гулял мало, утром только после бритья. Все целый день играют в крокет.
Сегодня даже играл в крокет и гулял мимо дворца Палей. Сегодня чудная погода, и прекрасно себя чувствую. Даже работать хочется.
Приезжали какие-то курортные шишки и сообщили, что дадут мне соседа. Какие-то немцы поигрывают в крокет, говорят по-немецки, но так, будто по-немецки-то не умеют говорить.
Целый день дождь. Ходил мало, но что-то тяжеловато. Да и еще угораздило меня самым бездарным образом сыграть в крокет, да потом аккомпанировал скрипачу и певице, так что, легши спать, почувствовал себя худо.
Вдруг после ужина явилась Животова ... Сели с ней у крокета.
Лесков, Н.С. Загон : Рассказ / Н.С. Лесков.- 1893.- Проза
Здесь прелестно читать, и этим пользуются немногие любители чтения, какие кое-где еще остаются. Хорошо здесь играть и в крокет, но это не позволяется. На дорожках, ведущих к капелле, есть столбы с надписями: "Просят не играть в крокет у капеллы". По мнению немцев, дом молитвы надо удалить от шума: ему пристойна тишина. Няньки этим недовольны и приводят сюда генеральских детей, которые тщательно брыкают ногами в памятник покойного владельца Меррекюля и стараются оборвать окружающие цоколь цепи.
Лукашевич, К.В. Переписка трех подруг. : Рассказ / К.В. Лукашевич.- 1901.- Проза
Письмо от Нади Барыковой к Наташе Славиной:
"...Время проводим мы очень однообразно: встаем в 7 часов, целое утро или шьем передники, или вяжем чулки. В это время нам читают. Затем до 12 часов гуляем по парам. После обеда занимаемся или французским, или немецким. Вечером нам позволяют поочередно играть в крокет или бегать на гигантских шагах." 30 мая 1895 года
Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной:
"Милая Наташа, не пишу тебе много, потому что совсем некогда. Встаем мы поздно, долго возимся с туалетами, идем купаться, потом одеваемся к обеду, после обеда опять переодеваемся... Или идем на музыку, или к знакомым, или к нам приходят гости. Играем в крокет или в лаун-теннис, и время проходит очень весело. Не обижайся, что я тебе мало пишу, -- ты сама видишь, что я очень занята. Пиши мне побольше про твою смешную деревню." 1 июля 1895 год.
Павловск.
Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной:
"Милая Наташа, уже около трех недель нет от тебя ни строчки. Не обиделась ли ты на меня за что-нибудь? Ну, тогда, пожалуйста, прости, я готова искупить свою вину. Впрочем, я уверена, что ты, моя добродетель, сердиться неспособна. И сто раз тебе говорила, что ты непременно попадешь прямо в рай. Вот уже неделя, как у нас идут дожди, холодно и грязно. Мы сидим дома. Скучища смертельная. Я то слоняюсь из угла в угол, то лежу на кушетке, то бренчу на рояле. С братом я совершенно поссорилась из-за крокета. Он вечно задерживает ногой мои шары, чтобы самому скорее выиграть. Я при всех сказала, что он мошенник и поступает нечестно. Он страшно расхорохорился и закричал: "Кадет не может поступать нечестно; ты сама лгунья, а еще институтка". С тех пор мы с ним не разговариваем..."
Маяковский В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Статьи, заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.- М., ГИХЛ, 1959
Подготовка текста и примечания: А. М. УШАКОВ -- статьи и заметки; Ф. Н. ПИЦКЕЛЬ -- стенограммы выступлений; А. В. ФЕВРАЛЬСКИЙ -- статьи, заметки, стенограммы выступлений о театре в кино; В. Ф. ЗЕМСКОВ -- протокольные и другие записи выступлений.
Открытое письмо рабочим
...
С удивлением смотрю я, как с подмостков взятых театров звучат "Аиды" и "Травиаты" со всякими испанцами и графами, как в стихах, приемлемых вами, те же розы барских оранжерей и как разбегаются глаза ваши перед картинками, изображающими великолепие прошлого.
Или, когда улягутся вздыбленные революцией стихии, вы будете в праздники с цепочками на жилетах выходить на площадки перед вашими районными советами и чинно играть в крокет?
Знайте, нашим шеям, шеям Голиафов труда, нет подходящих номеров в гардеробе воротничков буржуазии.
Только взрыв Революции Духа очистит нас от ветоши старого искусства.
Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины. Отдайте их в школы и университеты для изучения географии, быта и истории, но с негодованием оттолкните того, кто эти окаменелости будет подносить вам вместо хлеба живой красоты.
...
1918
Маяковский, В.В. Поэмы (1922-февраль 1923) : Поэма / В.В. Маяковский .- 1923 .- Поэзия
IV Интернационал
I
Открытое письмо Маяковского ЦКРКП,
объясняющее некоторые его, Маяковского, поступки
...
Что будет?
Асфальтом зальются улицы.
Совдепы вычинят в пару лет.
И в праздник
будут играть
пролеткультцы
в сквере
перед совдепом
в крокет.
...
Маяковский, В.В. Стихотворения (1912-1917) : Сборник стихов / В.В. Маяковский .- 1917 .- Поэзия
Гимн обеду
...
Лежи спокойно, безглaзый, безухий,
с куском пирогa в руке,
a дети твои у тебя нa брюхе
будут игрaть в крокет.
...
Мережковский Дмитрий, Семейная идиллия
V. Крокет
Я слышу голосок голубоглазой Наты:
«Хотите в крокет?» – «Да!» Мы в сад уходим. День
Склоняется. Длинней берез плакучих тень,
Сильнее в парке лип цветущих ароматы.
Люблю я звонкие, тяжелые шары
И простодушие семейственной игры.
Люблю квадрат земли, песчаный, желтый, плоский —
На зеленеющих под липами лугах,
Люблю то красные, то черные полоски —
Условные значки на крокетных шарах.
Смеются девочки: у них одна забота —
«Крокировать» меня за тридевять земель,
Чтоб вместе выиграть, и в тесные ворота
Проносятся шары, и вот уж близко цель...
Слежу с улыбкою, как худенькая Ната
Кричит и прыгает, волнением объята.
В ней все – порыв, огонь... А старшая сестра
Тиха, безропотна, ленива и добра.
Вся жизнь их общая, но все в них так различно.
Они друзья, меж тем я наблюдал порой,
Как младшая царит и правит деспотично
Румяной, толстою, покорною сестрой,
Здоровой Татою. По робким выраженьям
Взаимной нежности, по взглядам и движеньям
могу предугадать две разные судьбы:
Без мук, без гордых дум одна из них, наверно,
Спокойно проживет хозяйкою примерной,
Счастливой матерью. Другая – для борьбы,
Для горя создана. Я вижу в ней задаток
Страданья долгого, тех вечных, горьких дум,
Что в наши дни томят неверующий ум;
И жизни внутренней глубокий отпечаток
Таится в голубых мечтательных глазах
И бледном личике... Так с грустью бесконечной
Люблю грядущее обдумывать порой,
Когда идут они, обнявшись, предо мной
Под сумраком берез аллеи вековечной,
И Тата «пеночкой» сестру свою зовет...
Люблю их комнатку, с игрушками комод,
Бумажные дома и куклы из резинки.
Когда же на столе кипящий самовар
Над чайником струит голубоватый пар, —
Люблю раскрашивать наивные картинки:
Румяных девочек, зеленые леса...
Бывало, кисточку я обмокну неловко:
И с пятнами воды выходят небеса,
Расплывшись, дерево сливается с головкой
Несчастной девочки. И пальчиком грозит
Мне Тата кроткая. Всю прежнюю отвагу
Теряет кисть моя; а Ната мне кричит
В негодовании: «Испортили бумагу!..»
Когда же загляну им в глубину очей, —
Какие бы мечты мой ум ни волновали,
Мне сразу так легко, я чище и добрей,
И утихают все тревоги и печали...
И что-то чудное мерцало мне не раз,
Непостижимое, как тайна звезд далеких,
И все же близкое из этих детских глаз,
Подобно небесам, безгрешных и глубоких.
Министерство государственныхъ имуществъ. Отчеты и изслѣдования по кустарной промышленности въ Россiи. Томъ I. С.-Петербургъ Типографiя В. Киршнаума, д. Министерства Финансовъ, на Дворц. площ. 1892
Изъ обществеввыхъ иrръ въ последнее время стали быстро распространятьса крокетъ и кегли; но имѣющiеся у васъ въ продаже крокеты большею частiю заrраничнаго производства. Въ московскомъ райнѣ изготовляетъ крокеты порядочно только Соловьевъ (въ Подольскомъ yѣздѣ), но по довольно высокой цѣнѣ, и потому не можетъ конкурировать съ городскими мастерами. Такъ какъ въ этомъ родѣ издѣлiй иrраетъ первенствующую роль матерiалъ (корельская береза), то естественно этому производству мѣсто на cѣверѣ, гдѣ деревенскiй токарь можетъ получать матерiалъ на мѣстѣ по дешевой цѣнѣ. Къ сожалѣнiю, въ сѣверной Россiи токарнаго и рѣзнаго рѣмѣсла почти не существуетъ...
...Малая потребность въ пособiяхъ для общественныхъ игръ не побуждаетъ кустарей взготовлять ихъ въ большихъ количествахъ, что и отражается ва высокой ихъ цѣнности. Такъ, напр., крокеты кустарнаго производства, не выдѣляясь по качеству, по цѣнности равняютса съ издѣлiями городскихъ мастерскихъ...
Осоргин, М.А. Книга о концах : Роман / М.А. Осоргин.- 1935.- Проза
Дача на острове
Остров Олерон приблизился к материку южным концом, а северным ушел в океан. На южном курорты, на северном сосновый лес и невзрачные селенья рыбаков. Пляж тянется на много километров, но пользуются им немногие -- только по праздникам. Дачников почти нет. Этим летом поселились в самом лесу, в большом деревянном доме, вытянутом в барак, русские. Живут барственно, купаются дважды в день, играют в крокет и теннис, по утрам сами ходят на почту за письмами. Не часто, то один то другой, ездят на пароходе в Ла-Рошель.
Рождественский Вс. С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2. : Очерк .- 1986 .- Мемуары
Нас поджидали. На просторной застекленной веранде вокруг длинного стола собралось немало отдыхающих -- всё петроградские научные работники и литераторы. Преобладали люди седовласые, почтенные. Несколько особняком держалась кучка молодежи, раскрасневшейся, оживленной после только что покинутой партии крокета. Низкое солнце пронизывало широкие стекла и жидким золотом расплывалось по полу. Из сада тянуло предзакатной свежестью, сырым запахом земли и цветочных клумб.
Самоделова, Е.А. Антропологическая поэтика С. А. Есенина: авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций : [монография] / Е.А. Самоделова .- М. : Языки славянской культуры, 2007
Н. А. Сардановский назвал ... азартные игры: «Много времени проходило в играх: лото, крокет, карты (в “козла”)»
В данной монографии впервые представлен совершенно новый подход: исследуется сама фигура поэта в ее жизненных и творческих проявлениях. Образ поэта рассматривается как сюжетообразующий фактор, как основоположник и "законодатель" системы персонажей. Впервые предлагается точка зрения: Есенин и его сочинения в свете антропологической теории применительно к литературоведению. Обстоятельно и подробно рассматривается новаторская проблематика: феномен человека как основа литературного замысла и главный постулат философии творчества. Поставленная задача решается с привлечением не только множества опубликованных и архивных данных, но и многочисленных фольклорно-этнографических и историко-культурных текстов, лично собранных исследователем в ходе многолетних полевых экспедиций в Рязанскую область, в том числе и на "малую родину" С.А. Есенина.
Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве : Роман / К.С. Станиславский.- 1938.- Мемуары
Вот, батюшка, бывало, ребенком играешь в крокет на площадке с другими подростками, вдруг слышишь крик на весь сад: "Лушенька!.." Это, батюшка, старик проснулся, вышел с трубочкой, в халате и зовет меня на занятия. Ругаешься, плачешь, с досады швыряешь молоток, а идешь, потому что не слушаться Михаила Семеновича нельзя. Почему нельзя -- уж я там сама не знаю, а нельзя, нельзя и нельзя, батюшка мой.
Бьешься, бьешься, собираешь все внимание, никак крокета из головы не выкинешь. А если выкинешь, да подумаешь покрепче о роли и о том, что в ней говорится,- ну, смотришь, и выйдет.
Стивенсон Р. Путешествие внутрь страны. Клуб самоубийц: Сборник: Пер. с англ. СПб.: Издательство «Logos», 1994.
...Словом, в саду были две девушки, а на реке мы; и когда мы миновали ограду, в воздухе поднялось несколько белых платков. Мое сердце забилось, а между тем до чего мы, я и эти девушки, надоели бы друг другу и стали бы презирать друг друга, если бы встретились во время крокетной партии.
...Вдруг мы завернули за угол и увидали лужок вокруг церкви, а на нем рой девушек в парижских костюмах; они играли в крокет. Их смех и глухие удары молотков о шары весело раздавались; взгляд на фигуры, затянутые в корсеты, украшенные лентами, взволновали наши сердца. Казалось, мы были в двух шагах от Парижа. Наконец-то мы видели женские существа нашей породы, игравшие в крокет, точно Преси был город в реальной жизни, а не составлял части волшебной страны путешествия.
Станиславский, К.С. Письма 1886-1917 : Переписка / К.С. Станиславский.- 1917.- Мемуары
К. К. Алексеевой
...Здешний Детский сад. Это такое общество, которое на свои деньги содержит небольшой сад. В этом саду много разных игр: лаун-теннис, гимнастика, качели, кегли, крокет, биллиард и проч. Сюда собираются дети и целый день играют под присмотром нескольких барышень и детей-распорядителей.
Вл. И. Немировичу-Данченко
О новой пьесе
...Прежде всего констатирую, что присланный Вами план меня очень порадовал. Он сделан с хорошей фантазией, но в нем есть некоторые непрактичности. Разрешите мне их коснуться...
...Очень настаиваю на table d'hote. Характерны для курорта: ленивый стук посуды накрывающегося стола, звонки в разных местах сцены (звук густой), сборы больных к столу и потом их говор, тихий, скучный, за столом. Далее, они лениво расходятся, и снова тишина. Настаиваю и на проходящем вдали пароходе близко у берега. Видны только двигающиеся верхушки мачт и дым из трубы. Хорошо вдали представить шум шаров при игре в крокет. Возгласы при игре в лаун-теннис.
... Крокет и забытые молотки и шары. Сетки лаун-тенниса. Курганчик -- горкой, вход к нему, и на возвышении лавочки. Обелиск с подножием, на которое садятся. На камне выгравирован год постройки гостиницы. Кишка на колесиках для поливки растений, бочка, куда копится вода для поливки. Бочка наполовину врыта в землю. Палатка из холста, раскинутая среди сада для тени. Столики ресторанные со скатертями и проч. и проч.
Сухотина-Толстая, Т.Л. Дневник : Дневник / Т.Л. Сухотина-Толстая.- 1932.- Мемуары
1882 года.Ясная Поляна.
24 июня. Четверг.
Все выздоровели, и ясенская жизнь пошла как следует: под дубом варенье варить, пенки лизать, -- все это добросовестно исполняется, как и всегда с тех пор, как я себя помню.
Ягод очень много, хотя, как всегда, Масасака приходит к мама, сложит руки на животе и, как тумба, целыми часами стоит и докладывает:
-- Ну, Софья Андреевна, нынче клубники совсем нет. В прошлом году очень сильна была, а нынче совсем нет. Уж вы детям прикажите, чтобы на грядки не очень поваживались. А завтра, матушка, в Тулу едут, так прикажите пуда четыре песку купить.
Мама в ужасе.
-- Да что вы, няня, вы знаете, как сахар вздорожал: двадцать две копейки. В прошлом году шестнадцать копеек был, да и вы сами говорите, что клубники нет и не будет!
Но кончается тем, что садовник подносы за подносами клубники тащит на крокет, и мы все "помогаем" варить варенье и, несмотря на нашу помощь, варенья остается и на следующее лето.
12 июля. Понедельник.
Встала поздно. Пила чай на крокете с мама и папа. После завтрака набрала малины целую коробку и повезла, когда купаться поехали. Купальня теперь без щитов соломенных по сторонам, и самая комнатка на берегу и плетеная. Совсем не хуже, чем было. Обедала у тетеньки. Она меня очень любит, больше, чем нас всех, а я ее тоже. Жара страшная. Вчера были Золотаревы. Варя очень счастлива. Я за нее очень рада. Только она в отчаянии, что детей еще нет. Урусов тоже вчера был. Варя рассказывала, что Анита Хомякова очень стала странная, что те, кто у нее был, рассказывают, что она целый день куда-то исчезает, даже иногда обед не досиживает, и что вообще там какой-то mystere, а Урусов говорит: не mystere, а просто какой-нибудь mister {не тайна, а мужчина (игра слов).}. Он в Богучарове не был, потому что ему тоже сказал кто-то, что "Vous ferez mieux de ne pas у aller {лучше бы вам туда не ездить (франц.).}. Папа говорит: "Вот так Шёпинг, ma pipe {трубка моя (франц.).}. Я ее представила, а Урусов говорит: "Quand je la vois imiter comme cela les braves gens, je me dis que tout le monde у passera" {когда я вижу, что она так вот передразнивает добрых людей, мне кажется: никто этого не минует (франц.).}. Все это происходило после обеда на крокете.
Потом Урусов заметил, что я очень дерзка, особенно с ним, и говорит, что у меня энергичный характер, что я "a good hater and a good lover" {умею ненавидеть и умею любить (англ.).}. Почем он знает? Крокет шел вяло. Все занимались разговором и смоквой, и тетенька рассердилась, бросила молоток и убежала. Она говорит, что "игра -- серьезное дело".
13 июля. Вторник.
Встала в 10 часов. Пила на крокете чай с тетей Таней, папа и дядей Сашей. Какое чудное лето нынешнее! Мы вполне наслаждаемся жизнью.
29 августа. Понедельник.
Во все время этой жары мое время так было занято, что я даже дневник не успевала писать. Встаю я часов в 10, пью с тетенькой кофе, потом до купанья сеанс. До обеда купаемся, после обеда крокет, вечером танцы, пенье хором, игры в карты, а когда девочки уйдут спать, разговоры с большими, которые тоже не хочется пропустить. Потому и ложимся спать в час, а когда и позднее.
...На другое утро на крокете grand cafe {общий кофе (франц.).}. Я Сику, как всегда, грубила изо всех сил, а он находил, что "comme c'est une personne de grand esprit" {это -- человек большого ума (франц.).} (про меня). Вообще было очень весело.
15 сентября. Среда.
Только что отыграли в крокет. Я играла с Красной, а мама с Машей. Каждая партия выиграла по одному разу.
1890. Ясная Поляна.
10 августа.
Встала в десятом часу. Стахович и Страхов были у нас, так что мы сидели и пили кофе и разговаривали на крокете.
1891 г. Ясная Поляна
9 июня 1891 г. Троицын день.
... В одиннадцатом часу пошла на крокет, где были тетя Таня, Маша, Эрдели, Сережа и Лева. Говорили о супружеском счастии и повиновении жены мужу.
Тенишева, М.К. «Впечатления моей жизни»»» : Книга очерков / М.К. Тенишева.- 1925.- Мемуары
Мы часто предпринимали большие прогулки пешком и в экипажах. Муж играл со своей компанией в крокет, ездил на велосипеде. По вечерам устраивались музыкальные вечера: трио и квартеты с участием Вячеслава, хорошо игравшего на виолончели...
Толстой, Л.Н. Анна Каренина : Роман / Л.Н. Толстой — 1878.- Проза
...Она принесла платье и записку. Записка была от Бетси. Бетси напоминала ей, что нынче утром к ней съедутся Лиза Меркалова и баронесса Шгольц с своими поклонниками, Калужским и стариком Стремовым, на партию крокета. "Приезжайте хоть посмотреть, как изучение нравов. Я вас жду", -- кончала она.
Общество партии крокета, на которое княгиня Тверская приглашала Анну, должно было состоять из двух дам с их поклонниками...
-- Как я рада, что вы приехали, -- сказала Бетси. -- Я устала и только что хотела выпить чашку чая, пока они приедут. А вы бы пошли, -- обратилась она к Тушкевичу, -- с Машей попробовали бы крокет-гроунд там, где подстригли.Мы с вами успеем по душе поговорить за чаем, we'll have a cosy chat, не правда ли? -- обратилась она к Анне с улыбкой, пожимая ее руку, державшую зонтик...
...Взяв от него записку, она прочла ее. -- Алексей сделал нам ложный прыжок, -- сказала она по-французски, -- он пишет что не может быть, -- прибавила она таким естественным, простым тоном, как будто ей никогда и не могло приходить в голову, чтобы Вронский имел для Анны какое-нибудь другое значение, как игрока в крокет....
- Нет, вы не хотите, может быть, встречаться со Стремовым? Пускай они с Алексеем Александровичем ломают копья в комитете, это нас не касается. Но в свете это самый любезный человек, какого только я знаю, страстный игрок в крокет. Вот вы увидите. И, несмотря на смешное его положение старого влюбленного в Лизу, надо видеть, как он выпутывается из этого смешного положения! Он очень мил....
Общество поднялось в это время, чтоб идти в сад.
-Я не пойду, -- сказала Лиза, улыбаясь и подсаживаясь к Анне. -- Вы тоже не пойдете? что за охота играть в крокет!
-Нет, я люблю, -- сказала Анна.
-Вот, вот как вы делаете, что вам не скучно? На вас взглянешь -- весело. Вы живете, а я скучаю.
Тэффи. Далекое : Сборник рассказов / Тэффи.- 1920.- Проза
-- Ох, Лиза, как все это страшно. Только я сама ничего не боюсь. Я только волков боюсь, и привидений боюсь, и темной комнаты боюсь. И покойников тоже боюсь. Ужасно боюсь. И спать одна в комнате боюсь. И вот еще в лес одна ни за что не пойду. А так -- ничего не боюсь. Вот если бы мне на Пасху ружье подарили -- вот запалила бы я им всем в лоб! Я ничего не боюсь.
-- А что вам на Пасху подарят? -- спрашивает Лиза.
-- Не знаю. Может быть, крокет. А тебе что?
-- А мне подарят... тоже крокет и еще... рояль.
-- Так ведь у тебя уже есть рояли.
-- Есть, да еще нужно. Потом подарят карету, потом коробку сардинок с позолотой, потом подарят туфли, вышитые золотом, потом золотой гребешок и золоченую ложечку.
Счастливая Лиза! Все у нее с золотом.
Фет, А.А. Письма : Статья / А.А. Фет- 1890- Мемуары
Московско-Курской ж. д.
<14 сентября 1891 г.>
станция Коренная Пустынь
Дорогая графиня!
Только тот естественно и непринужденно входит в комнату, который не думает о том, какое положение придать своим рукам. Входя в настоящую минуту с сердечными поздравлениями за себя и за жену к Вам в гостиную, я боюсь не за свои руки, а (что гораздо хуже) за свое косноязычие и заикание, которое почему-то так нравилось Тургеневу. Дело в том, что я так боюсь Вашей проницательности и тонкого вкуса, что опасаюсь явиться с рутинным и пошлым поздравлением, с одной стороны, или с риторически-семинарским - с другой. Страхов так живо обрисовал мне все семейные торжества в Ясной Поляне, что, мне кажется, будто я сам пировал на месте крокета. И мы вот-вот после 15-го оба по болезненности сбираемся проехать в Москву, не заезжая даже к Галаховым. Если мы еще сами ничего определенного не знаем о себе, то еще менее знаем что-либо о Ваших зимних планах. Я писал Страхову, что никто так ясно не понимает стремлений Льва Николаевича, как я. Это нисколько не хвастовство; ибо я ощущаю себя с ним единым двуглавым орлом, у которого на сердце эмблема борьбы со злом в виде Георгия с драконом, с тою разницей, что головы, смотрящие врозь, противоположно понимают служение этой идее: голова Льва Николаевича держит в своей лапе флягу с елеем, а моя лапа держит жезл Ааронов, - нашу родную палку. Мы оба просим принять и передать Льву Николаевичу и всем Вам наши поздравления с дорогой именинницей, и чтобы не стоять перед Вами с пустыми руками, дерзаю поднести последний, осенний цветок. Целую Вашу руку. Неизменно преданный
А. Шеншин.
Чарская, Л.А. Волшебная сказка : Повесть / Л.А. Чарская.- 1915.- Детская
Девочки пищали и ахали, разглядывая "чудовищ". Мальчики, конкурируя в храбрости, предлагали доказать свое бесстрашие и на пари спуститься в яму. Кончилось тем, что все единогласно решили сыграть партию в крокет.
- Я предлагаю сыграть партию в крокет! - поднимает голос Маня Стеблинская.
- Отличная идея! - подхватывает Митя Карташевский, - бегу расставлять воротца.
-Лучше давайте играть в комнатный крокет. У вас, наверное, есть такой крокет, Надя?
Крокет есть, но желания играть в него находится у немногих. Большая часть молодежи стоит за petits jeux. Большинством голосов принято первое предложение. Бросают жребий, и Ванечка уходит из комнаты, потому что в первую голову мнения будут собираться про него.
Чарская, Л.А. За что? : Повесть / Л.А. Чарская.- 1910.- Проза
Два кадета, какой-то незнакомый гимназист, потом высокий, худой, как жердь, юнкер кавалерийского училища, Лили, Наташа Рагодская и какие-то еще две девочки, очень пышно и нарядно одетые, играют в крокет. И все говорят по-французски. Я ненавижу французский язык, потому что очень плохо его знаю и потому, что нахожу лишним объясняться на чужом языке в то время, как есть свой собственный, природный, русский.
-- Еще успеем сыграть до обеда одну партию в крокет. Allons , mesdames et messieurs!
-- А ты не будешь разве играть с нами? -- подбегает ко мне Володя, видя, что я не иду "мериться" с другими на палке крокетного молотка.
-- Не хочу! -- упрямо говорю я. --Я ненавижу крокет.
-- Очень любезно! -- насмешливо цедит сквозь зубы Лили.
-- Во что же ты хочешь играть'? -- допытывается Володя.
Мне он решительно сегодня не нравится. Я вижу, какими он восхищенными глазами смотрит на Лили, как подражает ей, не выговаривая "р" и "u" во французском диалекте, и мне досадно на него, ужасно досадно! К тому же хорошо знакомый мне мальчик-каприз уже около, о бок со мною, и шепчет мне в ухо:
-- "Конечно, не стоить играть! Что это за радость бить глупыми молотками по глупым, шарам и смотреть, как они катятся?"
И я говорю, угрюмо и злобно глядя исподлобья:
-- Не хочу играй в этот глупый крокет, предпочитаю играть в солдаты.
-- Comment? -- в один голос вскрикивают обе нарядные барышни и кавалерский юнкер.
-- В солдаты, -- повторяю я, -- что, вы не понимаете, что ли? До того офранцузились, что по-русски понимать разучились.
И я резко поворачиваю им спину.
Чехов, С.М. О семье Чеховых : Очерк / С.М. Чехов.- 1970.- Мемуары
Михаил Павлович застал в Мелихове приехавшую из Таганрога подругу детства Марии Павловны Сашу Селиванову. Это была необыкновенно жизнерадостная, веселая девушка, шумная, подвижная. Братья Чеховы любили, когда она приезжала, и даже немного ухаживали за нею. Михаил Павлович посвятил ей несколько своих стихотворений. Ее приезд в Мелихово сопровождался поездками по окрестным красивым местам на лошадях, купанием, собиранием грибов, игрой в крокет и многими другими развлечениями, в которых участвовали братья Чеховы и приехавшие гости.
Чехов, А.П. Рассказы и повести 1888—1891 гг. : Сборник рассказов / А.П. Чехов .- 1891 .- Проза
Именины
В гостиной и на террасе не было ни души. Все гости разбрелись по саду.
"Нужно будет предложить им до чая прогулку в березняк или катанье на лодках, -- думала Ольга Михайловна, торопясь к крокету, откуда слышались голоса и смех. -- А стариков усадить играть в винт..."
От крокета навстречу ей шел лакей Григорий с пустыми бутылками.
-- Где же барыни? -- спросила она.
-- В малиннике. Там и барин.
-- А, господи боже мой! -- с ожесточением крикнул кто-то на крокете. -- Да я же тысячу раз же говорил вам то же самое! Чтобы знать болгар, надо их видеть! Нельзя судить по газетам!
От этого ли крика или от чего другого, Ольга Михайловна вдруг почувствовала сильную слабость во всем теле, особенно в ногах и в плечах. Ей вдруг захотелось не говорить, не слышать, не двигаться.
-- Григорий, -- сказала она томно и с усилием, -- когда вы будете подавать чай или что-нибудь, то, пожалуйста, не обращайтесь ко мне, не спрашивайте, не говорите ни о чем... Делайте всё сами и... и не стучите ногами. Умоляю... Я не могу, потому что...
Она не договорила и пошла дальше к крокету, но по дороге вспомнила о барынях и повернула к малиннику.
Чехов, А.П. Рассказы и юморески 1885—1886 гг. : Сборник рассказов / А.П. Чехов.- 1886.- Проза
Горе
А Павел Иваныч взглянет этак, словно ударить захочет, и скажет: "Чем в ноги-то бухать, ты бы лучше, дурак, водки не лопал да старуху жалел. Пороть тебя надо!" -- "Истинно пороть, Павел Иваныч, побей меня бог, пороть! А как же нам в ноги не кланяться, ежели благодетели вы наши, отцы родные? Ваше высокоблагородие! Верно слово... вот как перед богом... плюньте тогда в глаза, ежели обману: как только моя Матрена, это самое, выздоровеет, станет на свою настоящую точку, то всё, что соизволите приказать, всё для вашей милости сделаю! Портсигарчик, ежели желаете, из карельской березы... шары для крокета, кегли могу выточить самые заграничные... всё для вас сделаю! Ни копейки с вас не возьму! В Москве бы с вас за такой портсигарчик четыре рубля взяли, а я ни копейки".
Чехов, М.П. Вокруг Чехова : Очерк / М.П. Чехов .- 1933 .- Мемуары
Уже совсем под осень, в августе, когда на севере делается так уныло и начинает рано вечереть и когда дачников начинает уже потягивать в город к обычному делу, Маркевич вышел к лесу, перенял Микешку, забрал от него все газеты и, воспользовавшись тем, что все бабкинцы увлеклись в этот вечер игрой в крокет, уселся в большом киселевском доме за обеденный стол, над которым горела керосиновая лампа, и, весь белый, принялся за чтение.
Чупров А.А. Очерки по теории статистики. — С.-Пб., 1909
Но уже въ игрѣ въ крокетъ, при восьми шарахъ, этотъ теоретически вполнѣ правильный методъ для улавливанія индивидуальности начинаетъ предъявлять къ нашему вниманію такія требованія, которымъ мы рѣдко въ состояніи удовлетворить, и дѣлу приходится помочь путемъ помѣтокъ на шарахъ, позволяющихъ различать шары и безъ такого непрерывнаго слѣженія за всѣми ихъ перемѣщеніями.
Курск, Пушкинский сад
В 1890 г. по требованию губернатора В.В. фон-Валя в Курске заложили общественный сад, предназначенный для отдыха и детских игр. Торжественное открытие нового сада состоялось в сентябре 1899 года и было приурочено к столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Перед входом в сад был установлен бюст знаменитого русского поэта, в честь которого сад стал называться "Пушкинским".
Один из очевидцев так описывал свое посещение "Детского" сада вскоре после его открытия: "В саду гуляли и резвились дети разных возрастов, сословий и состояний. Все они с величайшим одушевлением играли в разные забавы: детские кегли, крокет, волан, веревочку, мяч и т.д., бегали по саду взапуски, упражнялись на гимнастическом приборе, делали из песка разные фигурки и вообще забавлялись кто как умел.
«Мир будущего»
В 1899, 1900, 1901, 1910 годах во Франции выпускали цветные карточки, вкладывавшиеся в сигаретные, папиросные и сигарные коробки, а затем почтовые карточки с изображением мира 2000 года ("Мира будущего"). Первые карточки были выпущены ко Всемирной выставке в Париже 1900 года. Всего известно минимум 87 карточек. Среди них есть одна под названием "A Croquet Party".
Tell to me, if you are vitty…
Tell to me, if you are vitty,
Whose wooden leg is in de city,
Eh bien drule, 'tis de great pity.
Doudlo do.
De broad-brim hat he thrust his nob in,
De while St. Stephen's throng are throbbing,
One crutch in America is bobbing.
Doodle do.
But who be yonder odd man there, sir,
Building de castle in de air, sir?
Oh ! 'tis de Temple, one may swear, sir
Doodle do.
Stamp act, le diable ! dat's de job, sir,
Dat stampt it in de stiltman's nob, sir,
To be America's nabob, sir.
Doodle do.
De English dream vid leetle vit, sir ;
For de French dey make de Pit, sir,
Tis a pit for them who now are bit, sir.
Doodle, noodle, do.
Из-за разногласий с новым королем Георгом III Питт подал (1761) в отставку, но вновь вернулся к власти, будучи (1766—1768) премьер-министром коалиционного правительства.
Находясь в оппозиции так называемым «друзьям короля» из партии тори, он резко оппонировал им и самому монарху по вопросам парламентской реформы и отношений с американскими колониями.